Кафедра общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин

Все годы своего существования кафедра является головной в системе Министерства здравоохранения РФ, руководя научными коллективами ряда медицинских вузов по своей тематике. В 1975–1980 гг. под руководством кафедры проводились исследования, посвященные разработке личностной характеристики модели врача-педиатра, изучению научных основ профессионального воспитания студентов-медиков. Результаты этой работы отражены в следующих изданиях: «Система воспитательной работы в медицинских вузах», Л., ЛПМИ, 1975; Л.А. Быкова «Условия повышения эффективности воспитательной работы в медицинских вузах», Л., ЛПМИ, 1981; «Методические указания по организации и управлению профессиональным воспитанием студентов-медиков», М., 1986.

Начиная с 1986 года, научная тематика исследований приобретает выраженный психологический характер. Формулируется новая комплексная научная тема, в рамках которой формируется и новое научное направление — психология медицинского образования.

Изучение этой проблемы позволяет выяснить психолого-педагогические факторы подготовки специалиста в системе додипломного (медицинском училище, колледж, школа), дипломного и последипломного высшего медицинского образования (интернатура, клиническая ординатура, система ФПКП и ФУВ). Результаты этого исследования обобщены в монографиях: «Психологические факторы успешности обучения студентов в медицинском вузе», Ярославль, 1990; В.А. Аверин и др. «Личность студента и успешность его обучения в вузе», Нижний Новгород, 1991; В.А. Аверин, Т.Л. Бухарина «Психология медицинского образования», СПб., 1995.

Другим направлением научных исследований кафедры является изучение психологических особенностей развития детей и подростков. Значимость его обусловлена содержанием профессиональной подготовки врачей-педиатров, полноценность которой невозможна вне знаний о психологии детей и подростков. К настоящее время на эту тему вышли два издания книги В.А. Аверина «Психология детей и подростков», СПб., 1994, 1998., в которой рассматривается механизм психического развития детей от рождения до подросткового периода.

Важным направлением своей научной работы кафедра считает подключение к изучению собственно медицинской проблематики. Речь идет о выявлении психологических факторов, их роли и значения в развертывании той или иной патологии. Это направление изучено еще слабо и поэтому так важно получение новых эмпирических данных и их теоретическое осмысление.