История кафедры психиатрии и наркологии

Кафедра психиатрии была создана в 1936 г. профессором Раисой Яковлевной Голант. Она и ее преемник профессор Самуил Семенович Мнухин являлись учениками выдающегося психоневролога академика В. М. Бехтерева. Голант Р.Я. и Мнухин С.С. внедряли в основы научной деятельности кафедры комплексный подход при исследовании психических нарушений, учитывая клинические, нейродинамические особенности этих нарушений, в частности, силу и соотношение основных нервных процессов.

Профессор Самуил Семенович Мнухин заведовал кафедрой психиатрии с 1942 по 1970 гг. Он явился создателем ленинградской и отечественной школы детской психиатрии. Его оригинальные научные взгляды на многие десятилетия определили пути развития психиатрии в нашей стране, да и за ее пределами.

Профессор С.С. Мнухин рассматривал нервные, соматические и психопатологические расстройства в их целостной взаимосвязи. Особое внимание уделялось изучению резидуально-органических состояний детского возраста, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии, детского церебрального паралича, раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении, органических психозов. Была разработана клинико-патофизиологическая систематика эпилепсии, клинико-физиологическая классификация олигофрении. В 1939 году С.С. Мнухин защитил докторскую диссертацию на тему «О классификации форм эпилепсии». Кафедра первой в России (с 1952 г.) начала проводить специализацию по детской психиатрии. В 2009 г. имя С.С. Мнухина присвоено Санкт-Петербургскому Центру восстановительного лечения «Детская психиатрия».

В период руководства кафедрой профессором С.С. Мнухиным особое внимание уделялось подготовке научных кадров по большинству современных направлений психиатрической науки. Среди подготовленных психиатров высокой квалификации следует выделить ряд видных ученых — профессора М. Х. Гонопольского, профессора Г. К. Викторова, профессора Ф.И. Случевского, профессора В.М. Воловика, профессора Г.Т. Ушакова, профессора В.Е. Кагана; сотрудников кафедры разных лет — доцентов Ю.Г. Демьянова, Б.Г. Фролова, Б.В. Воронкова, К.Д. Ефремова; ассистентов М.И. Розенблюма, В.С. Гессельсона, Н.В. Яковлеву-Шнирман, А.И. Барыкину, М.С. Лебедеву, М.Д. Протокопова, Е.И. Богданову, Г.К. Поппе, Д.З. Жарницкую, С.И. Матусову, С.М. Пукшанскую.

С 1970 по 1985 гг. кафедрой заведовал профессор Дмитрий Николаевич Исаев. В эти годы научная деятельность кафедры приобретала психопрофилактическую и психогигиеническую направленность. Одно из наиболее важных и трудных направлений в исследованиях касалось психосоматических отношений в детском и подростковом возрасте. Впервые была сделана попытка раскрыть понятие внутренней картины болезни, разработаны основные принципы психопрофилактики психосоматических расстройств (доценты Б.В. Воронков, К.Д. Ефремов, ассистенты Г.К. Поппе, С.М. Пукшанская). Одними из первых в стране сотрудники кафедры начали изучать вопросы психосексуального развития детей и подростков (В.Е. Каган), проблему влияния пола на развитие нормальной и аномальной личности.

Профессор Дмитрий Николаевич Исаев — создатель известной в стране кафедры детской психиатрии ФУВ, успешно работавшей в нашем вузе с 1985 по 1996 гг. Кафедра явилась крупным (наряду с кафедрой московского ЦИУВа, профессор В.В. Ковалев) отечественным центром усовершенствования детских психиатров. За годы работы проведено более 100 циклов усовершенствования, подготовлено несколько тысяч специалистов из многих десятков городов и областей нашей страны. Высокое преподавательское и профессиональное мастерство сотрудников кафедры ФУВ (профессор Д.Н. Исаев, доцент Б.В. Воронков и др.) снискали глубокое уважение среди обучающихся коллег-психиатров, определили востребованность психиатрического цикла усовершенствования нашей академии на долгие годы. С 1996 г. по 2003 г. профессиональная переподготовка проводилась на базе кафедры психиатрии (профессор Б.Е. Микиртумов, доцент Б.В. Воронков, доцент К.Д. Ефремов, С.М. Пукшанская). С 2003 г. профессиональная подготовка проводится в рамках курса психиатрии на базе кафедры психоневрологии под руководством профессора А.Б. Пальчика (преподаватели mdash; доцент Б.В. Воронков, ассистент С.М. Пукшанская, доцент С.В. Гречаный).

С 1985 по 2009 гг. кафедрой заведовал профессор Борис Емельянович Микиртумов. Этот период жизни кафедры ознаменовался глубоким изучением таких новых научных направлений, как психиатрическая гинекология, психиатрия раннего детского возраста и, наконец, клиническая семантика психопатологии. Как продолжение направления по изучению психосоматических и соматопсихических расстройств на кафедре были выполнены работы по психиатрическим аспектам функциональных нарушений менструального цикла у девочек-подростков (профессор Б.Е. Микиртумов, Е.М. Шарова, доцент Воронежской государственной медицинской академии Е.Б. Гайворонская), психическим расстройствам при сексуальном насилии (ассистент Д.Ю. Шигашов) и нежелательной беременности (ассистенты В.В. Поздняк, О.Ю. Телятникова).

Под руководством профессора Б.Е. Микиртумова кафедра одной из первых в стране организовала новое научное направление клинической психиатрии — психиатрию раннего детского возраста. Основное внимание было уделено изучению влияния системы «мать-дитя» на пренатальное развитие ребенка (ассисиенты И.В. Добряков, С.М. Пукшанская, Т.И. Анисимова (Ершова)). Подробно изучены и описаны функциональные нарушения пищевого поведения (ассистент А.Г. Кощавцев), нарушения психического развития младенцев в условиях материнской депривации (доцент С.В. Гречаный).

Важнейшим направлением научных исследований кафедры в последние десятилетия стала основанная профессором Б.Е. Микиртумовым клиническая семантика психопатологии. Высказанные идеи явились оригинальными и высоко оценены представителями классической клинической психопатологии. Изучены клинико-семантические аспекты персекуторного бреда (профессор Б.Е. Микиртумов), деперсонализации (ассистент И.В. Макаров), депрессии (ассистент А.Н. Глухарева), бреда инсценировки (доцент А.Б. Ильичев), сенестопатий (ассистент Е.Н. Давтян), аутизма (ассистент П.Ю.Завитаев). Клинико-семантический подход позволил преодолеть противоречия между психическими и физиологическими аспектами понимания сущности психоза, раскрыть субъективные механизмы патогенеза важнейших психопатологических нарушений, связанные с патологией деятельности интуитивных, рефлексивных и речевых структур психики.

В последние годы кафедра активно проводит исследование сравнительно-возрастных аспектов зависимости от психоактивных веществ (доцент С.В. Гречаный). С 2006 года кафедра получила название «Кафедра психиатрии и наркологии».

За годы работы на кафедре защищено несколько десятков кандидатских и 5 докторских диссертаций. Выпущены сборники научных трудов, наиболее известные из них «Резидуальные нервно-психические расстройства у детей» (под редакцией С.С. Мнухина), «Проблемы общего психического недоразвития» (под редакцией Д.Н. Исаева), «Психиатрические аспекты педиатрии», «Сомато-психические расстройства у детей», «Психика и пол детей и подростков в норме и патологии». Изданы руководства для врачей «Психогигиена пола у детей» (Д.Н.»Исаев, В.Е.»Каган), «Аутизм у детей» (В.Е. Каган), «Психопрофилактика в практике педиатра» (Д.Н. Исаев), «Психосоматическая медицина детского возраста» (Д.Н. Исаев), «Клиническая психиатрия раннего детского возраста» (Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, Гречаный С.В.), «Основы клинической наркологии» (С.В. Гречаный, Б.Е. Микиртумов), «Курс общей психопатологии» (Б.Е. Микиртумов, А.Б. Ильичев), «Детская и подростковая психиатрия» (Б.В. Воронков); сборники лекций «Психология больного ребенка» (Д.Н. Исаев), «Особенности психических отклонений у подростков» (Б.В. Воронков); монографии «Клиническая семантика психопатологии» (Б.Е. Микиртумов, А.Б. Ильичев), «Лексика психопатологии» (Б.Е. Микиртумов) и др.

В последние два десятилетия на кафедре работали сотрудники И.В. Добряков, Е.О. Мазурова, А.А. Вдовиченко, И.В. Макаров, А.Г. Кощавцев, Д.Ю. Шигашов, А.Н. Глухарева, Е.М. Шарова, С.Э. Давтян, Е.Н. Давтян (Кулакова) и др. В настоящее время сотрудниками кафедры психиатрии и наркологии являются доцент С.В. Гречаный, доцент А.Б. Ильичев, доцент В.В. Поздняк, ассистенты О.Ю. Телятникова, П.Ю. Завитаев, А.Г. Кощавцев.