Публикации. Кафедра психиатрии и наркологии

Научные публикации

Результаты клинико-семантических исследований нашли отражение в двух монографиях:

  • Б.Е. Микиртумов, А.Б. Ильичев. Клиническая семантика психопатологии. — СПб.: Издание СПБГПМА. 1-е издание 2003 г., 2-е, переработанное и дополненное, 2007 г.. Монография представляет собой первое в отечественной и зарубежной психиатрии исследование механизмов формирования психопатологических симптомов. Впервые были применены, наряду с клинико-психопатологическим исследованием, комплексные лингвистические методики для анализа патологической речи и выявления наиболее общих закономерностей, регулирующих употребление слов субъектом патологии. Речевые структуры являются важным фактором патогенеза психопатологических симптомов. Выдвинута концепция патоидиолекта — существования при психической патологии специфического варианта языка, который может рассматриваться как отдельная психопатологическая единица. Раскрыта специфическая лексическая и смысловая структура речи при сенестопатиях, деперсонализации, депрессивном бреде и бреде преследования. Для каждого из этих симптомов выявлены специфические тематические ряды высказываний, являющиеся основой лексикона субъекта патологии. Выделен ряд новых специфических симптомов, механизмов и стадий речевых нарушений (симптом эмфазы, механизм семантической транспозиции, стадии семантической инкогеренции, конституирования и эксплицитности и др.). Монография предназначена для широкого круга специалистов — психиатров, психологов, лингвистов и философов.
  • Б.Е. Микиртумов. Лексика психопатологии.  СПб.: Речь, 2004. Данная книга представляет собой первое в отечественной и зарубежной психиатрии исследование механизмов формирования психопатологических симптомов. Наряду с клинико-психопатологическим исследованием, в книге описаны комплексные лингвистические методики для анализа патологической речи, приведен ряд новых специфических симптомов, механизмов и стадий речевых нарушений. Книга предназначена для широкого круга специалистов — психиатров, психологов, лингвистов и философов, всех, кто интересуется вопросами психопатологии.

Защищено пять кандидатских диссертаций:

  • Макаров И.В. Клинико-семантический анализ деперсонализации. — Л., 1996.
  • Глухарева А.Н. Депрессивные идеи. Клинико-семантический анализ речевого поведения при депрессивных расстройствах. — СПб., 2000.
  • Ильичев А.Б. Бредовые идеи: клинико-семантическое исследование темы «игра» в рамках персекуторного бреда. — СПб., 2001.
  • Давтян Е.Н. Клинико-семантическое исследование сенестопатий. — СПб., 2002.
  • Завитаев П.Ю. Клиническая семантика аутизма. — СПб., 2008.

Результаты исследований клинико-психопатологических особенностей детской и подростковой психиатрии нашли отражение в пяти кандидатских диссертациях:

  • Кощавцев А.Г. Психосоматические (функциональные) нарушения пищевого поведения у детей первого года жизни. — СПб., 1996.
  • Гречаный С.В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации. — СПб., 1998.
  • Шигашов Д. Ю. Психические нарушения у девочек-подростков, пострадавших от рейпиренции (сексуального насилия). — СПб., 2000.
  • Гайворонская Е.Б. Психотерапия в комплексном лечении ювенильных маточных кровотечений. — СПб, 2001.
  • Поздняк В.В. Нарушения адаптивного поведения у юных беременных. — СПб., 2005.

Руководства для постдипломного образования и практических врачей (руководства для врачей)

  • Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб., 2001. Руководство для врачей. В руководстве освещены основные вопросы клиники, этиологии, патогенеза, прогноза и лечения психических расстройств, встречающихся у детей первых трех лет жизни. Рассмотрены не только заболевания, начинающиеся преимущественно в раннем детстве, но и характерные исключительно для данного возраста. Представлены результаты оригинальных исследований авторов. Обобщены данные современной отечественной и зарубежной литературы, касающиеся происхождения, течения и прогноза психосоматических расстройств раннего детского возраста. Наряду с эндогенными психическими заболеваниями, большое внимание уделено пограничным психическим расстройствам. Руководство предназначено для педиатров, психиатров, врачей общей практики и студентов старших курсов медицинских вузов.
  • Микиртумов Б.Е., Ильичев А.Б. Курс общей психопатологии. — СПб.: Издание СПБГПМА, 2008. Руководство для врачей. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей. Руководство раскрывает предмет и содержание общей психопатологии. В нем представлены сведения о симптомах и синдромах психических расстройств, необходимые для практической работы врача-психиатра. Большое внимание уделено сравнительно-возрастному аспекту психопатологии. Описание большинства психопатологических расстройств сопровождается наглядными клиническими примерами. Приведены исторические справки о развитии взглядов на целый ряд психопатологических нарушений. Текст руководства написан ясным языком, традиционным подходом в изложении материала. Содержание основных разделов руководства соответствует типовым программам Учебно-методического объединения по медицинскому образованию вузов России по психиатрии для послевузовского профессионального образования врачей-психиатров. Руководство предназначено в первую очередь для врачей-психиатров, клинических ординаторов, интернов, проходящих специализацию по психиатрии, и клинических психологов.

Учебные пособия (для студентов)

  • Микиртумов Б.Е., Гайдуков С.Н., Пальчик А.Б., Гречаный С.В., Олейник А.Ю. Перинатальная наркозависмость. Диагностика и профилактика. — СПб.: Издание СПБГПМА, 2006. Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического факультета, интернов и клинических ординаторов, обучающихся по специальности педиатрия.
  • Гречаный С.В., Микиртумов Б.Е.. Основы клинической наркологии. — СПб.: Издание СПБГПМА, 2008. Учебник для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». Материал общих глав составлен на основе традиционных руководств по клинической наркологии, использующихся в нашей стране. В разделе, касающемся медикаментозного лечения наркологических больных, в первую очередь отражены общие принципы и методы терапии наркозависимых. Частные методики, применяемые в настоящее время в комплексе с базисными средствами лечения алкоголизма и наркоманий, представлены в информационно-справочном виде. Отличительными особенностями издания является подробное освещение вопросов первичной профилактики наркозависимости, реабилитации больных, проблемы семейной созависимости. Большое внимание уделено восстановлению семейных отношений наркологических больных, семейной психотерапии. Данный раздел написан на основе современных данных, касающихся психологического аспекта наркологических заболеваний. В двух приложениях содержатся краткие исторические сведения о наркологических заболеваниях, этапы развития системы первичной профилактики. Содержание учебного материала отражает требование государственного образовательного стандарта медицинского профессионального образования по дисциплине «Психиатрия, наркология» для педиатрических факультетов. Объем представленных в учебнике разделов и тем позволяет использовать их для расширенного преподавания наркологической дисциплины в рамках элективного курса «Возрастная наркология», рекомендуемого для введения в учебную программу подготовки педиатрических факультетов медвузов.
  • Психиатрия детского возраста. Под редакцией Микиртумова Б.Е., Гречаного С.В. — СПб.: Издание СПБГПМА, 2004. Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов. Рекомендовано Учебно-методическим Объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия».
  • Б.Е. Микиртумов, А.Б. Ильичев. Общая психопатология. — СПб.: Издание СПБГПМА, 2007. Учебное пособие для студентов и врачей. Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей педиатров. Содержание основных разделов данного учебного пособия соответствует типовым программам Учебно-методического объединения по медицинскому образованию вузов России по психиатрии для обучения студентов по специальностям педиатрия и лечебное дело. В пособии изложены основные симптомы и синдромы психопатологии, приведены клинические примеры наиболее сложных нарушений. Дополнительно к основному материалу рассмотрены наиболее часто встречающиеся нарушения на электроэнцефалограмме у детей, а также приведены основные клинические оценочные шкалы и экспериментально-психологические методы исследования психических функций, применяющиеся во взрослой и детской психиатрии. По каждой теме даны вопросы для самоконтроля.
  • Mikirtumov B.E., Ilichev A.B., Grechany S.V. General Psychopathology. — Saint-Petersburg, 2008. Manual in psychiatry for English speaking students. The contents of the basic sections of the given manual corresponds to the program on psychiatry for training students in pediatrics and general medicine issued by the Methodical Association On Higher Medical Education in Russia. In the manual we can find the basic symptoms and syndromes of psychopathology, clinical examples of the most complicated disorders. In addition to the basic material the main clinical estimation scales and experimental-psychological techniques investigating mental functions are given here. These are used both in adult and child psychiatry. Questions for self-check in every theme are included.
  • Grechany S.V., Mikirtumov B.E., Ilichev A.B. Special Psychiatry. — Saint-Petersburg, 2008. Manual in psychiatry for English speaking students.