Кафедра реабилитологии ФП и ДПО

Физиотерапия

Преподавание физиотерапии проводится с момента основания кафедры реабилитологии и по настоящее время. Проводятся циклы тематического усовершенствования по предмету (144 академических часа) и профессиональной переподготовки (не менее 504 академических часов).

Циклы профессиональной переподготовки проводятся на кафедре и клинических базах. Обязательной является реферативная работа врачей-слушателей, позволяющая закрепить, углубить и расширить полученные знания и практические навыки.

Во время прохождения циклов обучения слушатели под руководством преподавателя посещают физиотерапевтические отделения и имеют возможность ознакомиться с работой физиотерапевтических отделений в условиях различных стационаров, центров восстановительного лечения, санаториев, реабилитационных центров, научно-исследовательских учреждений.

Обучение проводится согласно календарному плану, утвержденному Минздравом РФ, на бюджетной основе для врачей, работающих в государственных учреждениях и имеющих диплом по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия». После окончания циклов обучения врачи-слушатели сдают квалификационный сертификационный экзамен и получают сертификат специалиста (врача физиотерапевта) государственного образца, который дает право работать врачом физиотерапевтом в течение ближайших пяти лет с момента получения сертификата, заведовать отделением физиотерапии, квалифицированно и грамотно назначать физиотерапевтическое лечение и реабилитацию пациентам разного возраста.

В начале обучения слушателям читаются ознакомительные вводные лекции по физиотерапии и смежным с нею специальностям, что дает возможность формирования интегративного подхода к назначению пациентам профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

На следующем этапе освещаются вопросы организации работы физиотерапевтической службы и правила техники безопасности при работе в физиотерапевтическом отделении.

В программе обучения на циклах специализации 1 этапом изучается общая физиотерапия. В этом разделе детально и последовательно излагаются сведения о воде, о физических характеристиках, механизмах действия, формирующихся клинических эффектах, дифференцированном дозировании параметров каждого физического фактора, группах показаний и противопоказаний для их назначения пациентам различного возраста, конституциональных особенностей и иногда половой принадлежности, возможностях проведения комбинированной и сочетанной физиотерапии. В ходе обучения отмечаются особенности технического обеспечения физиотерапевтического лечения и реабилитации, проводится разбор клинических примеров и возможных ошибок при назначении физических факторов.

Следующий раздел включает изучение частной физиотерапии с позицией назначения физических факторов этапно, посиндромно, с возможностью проведения монотерапии, сочетанной и комбинированной физиотерапии; возможностей сочетания и комбинации физиотерапевтических и других реабилитационных мероприятий. Во время изучения частной физиотерапии проводятся общие семинары для врачей — слушателей различных циклов обучения по обоснованию и возможностям применения альтернативных реабилитационных методов — гирудотерапии, прикладной кинезиологии, точечного массажа, стопотерапии, минералотерапии. Разбираются алгоритмы реабилитации больных, страдающих наиболее часто встречающейся патологией (неврозами, сколиотической болезнью, остеохондрозом позвоночника и др.).

На циклах общего и тематического усовершенствования по физиотерапии проводится краткое повторение общей физиотерапии с акцентами на новейшие данные по вопросам классификации физических факторов, механизм их действия на ткани и новые методики физиотерапии у пациентов различного возраста. Традиционно большое внимание уделяется особенностям дифференцированного физиотерапевтического ведения пациентов различных периодов детского и подросткового возраста. Основное внимание уделяется возможностям посиндромной и частной физиотерапии, путям реализации новейших достижений физиотерапии на практике. Всегда учитываются превалирующие профессиональные интересы врачей — слушателей в группе, позволяющие уделять во время обучения большее внимание тем или иным возрастным и нозологическим особенностям пациентов. Слушатели циклов профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования обеспечиваются литературой по физиотерапии (методическими и учебно-методическими пособиями для врачей, некоторыми монографиями), электронными источниками информации. Имеется возможность участвовать в конференциях и семинарах различного уровня. После завершения обучения врачи-слушатели всегда имеют возможность получения консультативной и методической помощи кафедры по вопросам физиотерапии.

Лечебно-консультативная работа по физиотерапии проводится на клинических базах кафедры. Во время прохождения цикла профессиональной переподготовки слушатели проводят реферативную работу по общей и частной физиотерапии по предложенному плану с целью лучшей систематизации и усвоения материала.

Во время обучения циклу прохождение клинической практики сопровождается фиксацией проделанной работы в предложенной форме дневника. В завершении обучения врачи-слушатели сдают экзамен по специальности в традиционной форме — по билетам; проходят сертификационный тестовый контроль и собеседование; пишут рефераты, дневник по практике и получают документы государственного образца. На протяжении многих лет — с 1996 года — мы поддерживаем человеческие и профессиональные контакты с нашими слушателями, которые возвращаются к нам для дальнейшего обучения и консультирования по своей работе.